Skip to main content
Юрчик Алексей Леонидович

Юрчик Алексей Леонидович

Звание: Старший лейтенант

Должность: Лётчик-штурман

Воинская часть: 3 Эскадрилья 280 Отдельного Вертолётного Полка

Родился: 20.05.1965 в посёлке Надвоицы

Окончил Саратовское ВВАУЛ.

В Вооружённых Силах СССР с 05.08.1982.

В Республике Афганистан проходил службу с 30.04.1987 по 10.12.1987.
Тяжело заболел. Был уволен в запас по состоянию здоровья.
Умер 13.02.1989 вследствие заболевания, полученного в Афганистане.

Награждён орденом Красной Звезды.

Похоронен в пгт Муезерский.

Источник: Книга Памяти о советских воинах, погибших в Афганистане

Источник: ВСТРЕЧИ У «ЧЕРНОГО ТЮЛЬПАНА» Книга памяти воинов-интернационалистов Карелии, погибших в Афганистане, Белянинов Алексей Иванович, Шлейкин Юрий Викторович, 2019 г., Петрозаводск, Издательство «Острова»


Старший лейтенант Алексей Юрчик, совершивший на вертолете Ми-8ТМ 139 боевых вылетов в небе Афганистана, умер 13 февраля 1989 года в военном госпитале в Москве.

Через два дня, 15 февраля, завершилась афганская война. В те февральские дни по телевидению и в газетах постоянно мелькали кадры и фотографии, как наши войска пересекают Государственную границу и возвращаются «из-за речки» на Родину. Развивались флаги на бронетранспортерах, видны были радостные лица солдат, звучали бравурные речи, а в поселке Муезерский хоронили боевого летчика, которому было всего 23 года.

…Алексей родился в семье Леонида Васильевича и Анны Александровны Юрчик. До 1970 года они жили в селе Ледмозеро, затем переехали в поселок Муезерский.

Из воспоминаний о сыне Леонида Васильевича:
«Леша начал учиться в школе в поселке Муезерский. Из его детских лет можно выделить одну особенность. Его друзьями чаще всего были не сверстники, а ребята постарше на год-полтора.

В 1977 году мы переехали в поселок Пенинга. Сын тогда учился в шестом классе, и здесь он окончил десятилетку.

Алексей увлекался хоккеем. Любил фантастическую литературу. Хорошо играл на гитаре и участвовал в художественной самодеятельности. Всегда мог постоять за себя, за своих друзей. Начиная примерно с ъ седьмого класса на летних каникулах он работал, занимался прореживанием молодого леса. Помогал, конечно, и в работе по дому.

После окончания 10-го класса Алексей решил поступать в Саратовское военное авиационное училище. Мы не возражали, даже поддержали его. Он успешно сдал экзамены и поступил. Мы ездили к нему на принятие присяги.

Письма из училища он писал часто, в них было немало оптимизма и юмора…»


Диплом Саратовского высшего военного авиационного училища летчиков. 1986 год

Вот некоторые строки из них:
«У меня все нормально. Еще не летаю, но и «не залетаю»… Полеты уже начались. Я здесь рулю на всю катушку. Да. У меня — горе. Вырвали зуб, да еще передний. Сейчас щербатый хожу. Вышлите сигарет хороших побольше. Здесь традиция — на самостоятельный вылет раздавать сигареты всем, кто тебя учил…

Только что закончил свой титанический труд — реферат по аэродинамике на тему: «Полет вертолета при отказе 1-го двигателя», за что собираюсь получить не менее 4 баллов.

А сейчас немного лирики. Мне надо 100 рублей на холостяцкие расходы. Здорово, да? Клянусь вернуть с первой получки, прямо не отходя от кассы… Вы не подрывайте мою боевую готовность. Вот как не приеду домой осенью или женюсь без предупреждения… Так что лучше пишите…

В этом году много постановлений вышло по безопасности полетов. До того обезопасили, что и летать иногда не хочется. Скоро будем пешком ходить, ощущение, что из нас кисель варят…

Приехал в училище, а там ночевать негде, в казарме живут солдатыновобранцы. Так что ротный сказал еще погулять пару дней, и мы с радостным визгом выбежали, так сказать, вон…»


Курсант Алексей Юрчик с родителями Анной Александровной и Леонидом Васильевичем

В последнем письме из училища, перед тем, как надеть лейтенантские погоны, Алексей написал:

«Спасибо за все, я, кажется, выхожу на большую дорогу».


В республиканском музее войны в Афганистане хранится летная книжка Алексея Юрчика, выпускника Саратовского высшего военного авиационного училища летчиков (СВВАУЛ). Он окончил училище в 1986 году, получил воинское звание лейтенанта и стал летчиком-штурманом вертолета Ми-8.

Страницы и записи летной книжки рассказывают о том, как складывалась его служба. В училище больше летал на Ми-2 и совершил 134 самостоятельных полета, но освоил и Ми-8 (59 самостоятельных полетов). Позже в Афганистане он летал на Ми-8МТ.

В 1987 году, в феврале, он приезжал в отпуск, но, как оказалось, это был прощальный отпуск перед отправкой в Афганистан. Алексей сказал об этом тогда только отцу. Он не хотел, чтобы мама знала, где он служит на самом деле. Разумеется, в его письмах не было ни слова о войне.


Курсант Алексей Юрчик (слева) во время учебы в училище

ИЗ ДОСЬЕ
Ми-8МТ (модернизированный транспортный) — модификация вертолета Ми8, которая явилась завершением перехода от транспортного к транспортно-боевому вертолету. На нем установлены более современные двигатели с дополнительной газотурбинной установкой и пылезащитным устройством на входе в воздухозаборники. Для борьбы с ракетами типа «земля-воздух» имеются системы рассеивания горячих газов двигателей, отстрела ложных тепловых целей. Максимальная взлетная масса — 13000 килограммов. Максимальная скорость — 250 км/час. Крейсерская скорость — 230 км/час. Практическая дальность — 500 километров. Максимальный потолок — 5000 метров. Экипаж — 3 человека (командир, штурман, борттехник). Полезная нагрузка — до 24 пассажиров или до 4 тонн груза.


…18 декабря 1986 года состоялся первый полет Алексея в приграничном вертолетном полку, куда он получил назначение.

Последняя, или крайняя, как говорят летчики, запись о полетах лейтенанта А. Юрчика — 23 ноября 1987 года. В тот день с аэродрома Кандагар он совершил два полета ночью «в составе экипажа на перевозку войск».

Всего за 1987 год на его счету — 190 вылетов, в том числе боевых — 139. Время боевых вылетов — 120 часов 25 минут.

Служба лейтенанта А. Юрчика в Афганистане началась в апреле 1987 года в 280-м отдельном вертолетном полку, который базировался на аэродроме Кандагар.

В афганской войне вертолетам суждено было занять особое место. В силу своей универсальности они применялись для решения широкого круг задач, а зачастую становились единственным средством обеспечения и поддержки деятельности войск. Вертолеты вынесли на себе всю тяжесть войны, пройдя ее от первых до последних дней. Всю тяжесть войны вынесли и летчики, летавшие на них.

ИЗ ДОСЬЕ
…7 декабря 1979 года 280-й отдельный вертолетный полк, базировавшийся на аэродроме Каган (Среднеазиатский военный округ), был поднят по тревоге и перебазирован на аэродром Чирчик, а затем в Сады-Качи. 1 января 1980 года вертолеты полка, с десантом на борту, перелетели в Афганистан на аэродром Шинданд, затем в Кандагар. С 11 апреля 1980 года основное место базирования полка — аэродром Кандагар.

К 1986 году полк состоял из четырех эскадрилий: две эскадрильи Ми-6, эскадрилья транспортно-боевых Ми-8МТ и эскадрилья боевых вертолетов Ми-24. В июле–августе 1988 года полк был выведен из Афганистана, а в феврале 1989 года расформирован.

В ходе Афганской войны советская авиация потеряла 333 вертолета. Эти цифры относятся к ВВС 40-й армии. Если учесть, что авиация пограничных войск потеряла 62 вертолета, то общие потери советских вертолетов достигли почти 400 единиц.



Страницы летной книжки Алексея Юрчика

Алексей попал в третью эскадрилью (Ми-8МТ), в экипаж капитана Андрея Рыжко. 15 апреля он получил допуск к полетам на вертолете Ми8МТ. 5 мая сдал все зачеты на допуск к полетам по прибытии к новому месту службы. В августе получил допуск на полеты ночью.

За время службы Алексей приезжал домой только один раз и то был проездом. Ему пришлось выполнить труднейшую миссию. Со своим командиром он ездил в Черниговскую область сопровождать тело погибшего товарища…

Воевал Алексей всего девять месяцев. В его летной книге зафиксировано 139 боевых вылетов. Почему ему пришлось прервать полеты и службу? Причина — война, трагический случай, болезнь…


Штурманские документы Алексея Юрчика

12 июля 1987 года он стал участником и свидетелем страшной катастрофы на аэродроме Кандагар.

В этот день потерпел катастрофу самолет Ан-12 (930-й военно-транспортный авиационный полк), выполнявший рейс в Кандагар. При посадке с боковым ветром летчики не успели выровнять машину и «приложили» ее о землю (по другой версии, самолет попал под обстрел). Самолет вынесло с полосы, и он оказался на грунте напротив аэродрома, где попал на минное поле полосы прикрытия. Взорвалось нескольких мин, и самолет загорелся.

Экипаж самолета и сопровождающие груз успели выскочить наружу. Им на выручку бросились солдат батальона аэродромного обслуживания, летчики и авиатехники 280-го вертолетного полка и еще одной летной части. Они с пожарными начали тушить огонь, не зная о крайне опасном грузе на борту — самолет вез свыше 7 тонн авиабомб и боеприпасов. Через нескольких минут бомбы сдетонировали и страшный взрыв разметал самолет и воинов, которые пришли на помощь. Погибли 16 солдат и офицеров, ранено 37…

В тот день Алексей Юрчик тоже попал под взрывную волну и сильно ударился о землю. На следующий день, 13 июля, в составе экипажа он совершил два вылета и летал почти до конца ноября. А потом его родители получили письмо, в котором были такие строки:

«…Я немного приболел, слег в госпиталь аж в самом центре Москвы, в Сокольниках. Думаю, долго не задержат, но с месяц проваляться придется. Я не ранен, так что обойдется без летального исхода. В остальном у меня все нормально. Пишите письма, но желательно, чтобы вы не приезжали, — чего вам по столице мытариться. Целую, Леша».
и самолет загорелся.

Родители, естественно, не послушались и несколько раз приезжали к нему в Москву, старались хоть как-то его поддержать, надеялись на его поправку. Но болезнь прогрессировала. 13 февраля 1989 года Алексея Юрчика не стало… и самолет загорелся.

Старший лейтенант А. Л. Юрчик награжден орденом Красная звезда и медалями.

БАЛЛАДА О Ми-8
Ты набрал высоту и ушел за черту,
Все размечено — время и цели.
Лаконичен приказ. Что там ждет в этот раз
Над чернеющим в скалах ущельем?

Здесь с нахмуренных гор бьют душманы в упор
И обшивку снаряды секут,
Уцелей, «Ми-восьмой», возвращайся домой,
Вас на Родине близкие ждут.

На борту — твой десант. Прояви свой талант:
Посади у обрыва машину.
Помоги тем парням, что идут по камням,
Тем парням, что штурмуют вершину.

Если будешь подбит, над полком прогремит
Троекратный прощальный салют.
Уцелей, «Ми-восьмой», возвращайся домой,
Вас на Родине близкие ждут.

День за два, год за два — это все не слова,
У всего здесь — двойная цена.
Каждый новый свой бой надо спорить с судьбой —
Не прощает ошибок война.

В этом небе чужом — каждый день под огнем,
Кровью каждый прочерчен маршрут.
Уцелей, «Ми-восьмой», возвращайся домой,
Вас на Родине близкие ждут.
Игорь РАССОХИН