Skip to main content
Андрусенко Валерий Николаевич

Андрусенко Валерий Николаевич

Должность: Служащий Советской Армии

Родился: 10.10.1955 в посёлке Пасьва Архангельской Области

Работал на Кондопожском участке Петрозаводского спецкомбината по торговой технике.

В добровольном порядке через Кондопожский РВК 10.01.1986 был направлен для работы по найму в советские войска, находившиеся в Республике Афганистан,
где выполнял обязанности экспедитора отделения торговли. Погиб 12.11.1987 в результате неосторожного обращения с боеприпасами.

Похоронен на городском кладбище в Кондопоге.

Источник: Книга Памяти о советских воинах, погибших в Афганистане

Источник: ВСТРЕЧИ У «ЧЕРНОГО ТЮЛЬПАНА» Книга памяти воинов-интернационалистов Карелии, погибших в Афганистане, Белянинов Алексей Иванович, Шлейкин Юрий Викторович, 2019 г., Петрозаводск, Издательство «Острова»


Из 56 наших земляков, погибших в Афганистане, трое – гражданские лица. Они были служащими Советской Армии, добровольно поехавшими в ДРА.

Медсестра Вера Корниленко погибла в июле 1984 года, Владимир Иванов — в апреле 1986-го, Валерий Андрусенко — в ноябре 1987-го. Валерий был самым старшим по возрасту среди всех 56 земляков. За месяц до гибели ему исполнилось 32 года.

…Валерий родился в отдаленном поселке Пасьва Архангельской области. Этот поселок возник после Великой Отечественной войны как поселок лесозаготовителей, а его жителями стали переселенцы из западных областей Украины.

Когда Валерий был еще совсем маленьким, его мама Анна Николаевна переехала вместе с ним в Кондопогу. Здесь прошло его детство, здесь окончил школу.


Из воспоминаний вдовы Валерия Раисы Анатольевны:

«В школе мы с ним и познакомились. Его любимыми предметами были математика и физкультура. У него было много грамот за успехи в спорте. Валере очень нравилось ходить в походы.

У Валеры было немало друзей, причем к нему тянулись люди не только его возраста, но и старше. Наверное, потому что ему были присущи такие качества, как порядочность, надежность и человечность. Он был человеком слова, если что-то обещал, то обязательно выполнял, любил повторять: «Не верь словам, а верь поступкам». Жил для людей, мог ради другого человека пойти на многое, в ущерб себе.

Любимыми фильмами Валеры были «Белое солнце пустыни» и югославский «По следу «Тигра». Ему нравились артисты Олег Борисов и Владимир Высоцкий. Обожал музыку, имел несколько магнитофонов. Одной из любимых его песен была песня из кинофильма «Три мушкетера», где такие слова: «Когда твой друг в крови, будь рядом до конца! Но другом не зови ни труса, ни лжеца…»


Из воспоминаний Александра Савельева — школьного друга Валерия:

«В девятом классе к нам пришел новичок из другой школы. Это был Валера Андрусенко. Первое впечатление — парень немного замкнутый, не очень разговорчив. Смуглый, широк в плечах. В нем чувствовалась хорошая физическая сила. Вскоре познакомились поближе, и оказалось, что Валера — обаятельный парень с красивой открытой улыбкой, отзывчивый и добрый. Девчонки в классе звали его Валерушкой, а парни очень уважали.

И вне школы у Валеры было много друзей, все они в основном ходили в турклуб «Онего». У нас в школе сложилась хорошая команда туристов. Были соревнования и районного, и республиканского масштаба. И наш Валера был душой всех компаний. Он обладал твердым характером. Как-то весной, в начале мая, ребята поспорили, что никто не переплывет канал в такую холодину, а Валера не трепался, молча разделся и проплыл туда и обратно…»


Из воспоминаний Виктора Николаевича Карелина, классного руководителя:

«Валера был очень непростым человеком. Его трудно было заставить делать то, чего он не хотел. Поэтому мне, как его классному руководителю, не сразу удалось наладить с ним нормальные отношения. Но человек в нем угадывался очень хороший. И постепенно у нас все пошло на лад. Он был одним из лучших в баскетболе, начал ходить в наш турклуб «Онего».

Помню, как во время осеннего похода я потерял у костра нож, его затоптали в первом снегу. Это был подарок друзей, вещь очень дорогая для меня как память. Весной Валера сам, без моей просьбы, поехал за много километров и нашел потерю… А когда класс пришел навестить меня после тяжелой болезни, именно Валерин организующий голос слышался на лестничной клетке. Он умел брать ответственность на себя, принимать решения, рвать отношения насовсем, если его предавали. Он был сильным человеком».


…После окончания школы Валерий служил в армии — в Группе советских войск в Германии. Был десантником — сам попросился в ВДВ.

Вернувшись домой, работал формовщиком на заводе железобетонных изделий, потом слесарем по ремонту оборудования на Кондопожском участке Петрозаводского спецкомбината по торговой технике.

Женился, был счастлив, когда в декабре 1979 года в их семье родилась дочь. Имя ее похоже на имя отца — Валерия…

В январе 1986 года Валерий уехал в Афганистан. В письмах был сдержан в рассказах о работе, которая была так же опасна, как и служба у наших солдат.

«…А вообще здесь гражданским, которые работают не от армии, — трудно. Много, конечно, хочется написать, но не могу. Вы там и сотой доли не знаете об этой работе. Только без вопросов, все равно не отвечу…»

«Летать сейчас стало опасно. У них появились новые ракеты, пресса об этом писала. И они уже показали себя в действии… А летать нам еще придется…»

«Извините за задержку. Я чутьчуть приболел. Какая-то вялость, легкое головокружение, все время хочется полежать, а работать надо…»


Как выяснилось позже, эта слабость была связана с тем, что Валерий довольно часто сдавал кровь для тяжелораненых солдат. У него была редкая группа крови. И его кровь помогла кого-то вернуть к жизни…

В Афганистане Валерий Андрусенко выполнял обязанности экспедитора одного из отделений торговли, которые действовали при воинских частях. А это значит, что, как и у военных, у него были постоянные поездки по афганским дорогам в колоннах, которые обстреливали душманы… Однако погиб Валерий в результате трагической случайности.


Строки из письма его боевого друга Олега:

«Мне очень трудно писать это письмо. Мы с Валерой прожили почти год вместе, были хорошими друзьями. Жили, как говорят, душа в душу. Правда, характеры у нас — разные, но мы дополняли друг друга. Валера — молчаливый, а я, наоборот, люблю поговорить. Он — спокойный и рассудительный, а я — вспыльчивый…. Но при всех наших отличиях мы за год даже ни разу не сказали друг другу плохого слова.

Я тоже экспедитор. Вместе летали в Кабул и Ташкент, ходили вместе в колоннах. А потом мы разделились — он взял три машины и я три. И ходили навстречу друг другу. Он уезжает из Шинданда, а я приезжаю. Встречались только в дороге или в выходной день.
…Когда случилась эта беда, я был в дороге. Приехал как раз в тот день, когда погиб Валера. Парень, который привез Валеру, и рассказал, как это случилось.

Обычно собираясь в очередной рейс, мы полностью вооружались: автомат, патроны, каска, бронежилет, противогаз и …гранаты.

Утром в шесть часов Валера укладывал подсумок, который был на боку — на ремне, взял гранату и положил в этот подсумок. А она разрядилась — выскочила чека … И взрыв…

Он был уставший, как и все, кто ходит в рейсы, все-таки война…»


В память о Валерии Андрусенко в Кондопоге, в филиале Петрозаводского лесотехнического техникума, установлена мемориальная доска. Его имя есть и на плите памятника «Черный тюльпан» в Петрозаводске.


Мемориальная доска

ПИСЬМО
Ты просила писать о работе,
О погоде, о новых друзьях,
О войне, о прыжках с вертолета,
О закатах в афганских горах.

Хорошо, я на этом листочке
Опишу все как есть, без прикрас,
Ты прочтешь в этих скомканных строчках,
Что в газетах не пишут о нас.

Я тебе расскажу о дуканах,
О пустынях с горячим песком,
И о том, как нас крестят душманы
Пулеметным, свинцовым дождем.

О верблюдах, к обстрелам привыкших,
О боях, о ночной тишине,
О друзьях — о живых и погибших,
О жестокой и странной войне.

В той войне нет ни фронта, ни тыла,
Но не легче от этого нам —
Нам, в чей стриженный, круглый затылок
Из-за камня стреляет душман.

Мы не боги —мы просто солдаты,
Нам знакомы и ярость и страх,
И пропитаны кровью закаты,
Что пылают в афганских горах.

А теперь — я листок разрываю
И сминаю в суровых руках.
Ты его не получишь, родная,
Ты не будешь читать о боях.

Ты другие слова прочитаешь,
Распечатав солдатский конверт:
«У меня все в порядке, родная,
Жду ответа. Целую. Привет!»
Леонид МОЛЧАНОВ