Skip to main content
Сперов Игорь Юрьевич

Сперов Игорь Юрьевич

Звание: Гвардии рядовой

Должность: Механик-водитель танка

Воинская часть: 24 Гвардейский Танковый Полк

Родился: 07.11.1965 в городе Сортавала

Учился в Сортавальском совхозе-техникуме.

В Вооружённые Силы СССР призван 10.05.1985 Сортавальским ОГВК.

В Республике Афганистан с ноября 1985.
Тяжело заболел и умер 30.01.1986.

За мужество и отвагу награждён орденом Красной Звезды ( посмертно ).

Похоронен в Сортавале.

Информация о захоронении

Источник: Книга Памяти о советских воинах, погибших в Афганистане

Источник: ВСТРЕЧИ У «ЧЕРНОГО ТЮЛЬПАНА» Книга памяти воинов-интернационалистов Карелии, погибших в Афганистане, Белянинов Алексей Иванович, Шлейкин Юрий Викторович, 2019 г., Петрозаводск, Издательство «Острова»


В Сегежской 8-летней школе №2 создан его музей, на здании школы установлена мемориальная доска.


Из воспоминаний Софьи Федоровны Сперовой — матери Игоря Сперова.

«Игорек наш родился 7 ноября 1965 года в городе Сортавале. Пришло время, и мы его с цветами проводили в первый класс. Учился Игорь, как говорили тогда, посредственно, были и «тройки», и «четверки». Учился как и большинство его сверстников.

Игоря и всех его друзей сближала любовь к спорту. Они часто и много ходили на лыжах, закаляли свой характер. Им хотелось поскорее стать настоящими взрослыми мужчинами.

У Игоря было увлечение — он собирал модели самолетов, кораблей, мозаику. Любил читать. У соседей была большая домашняя библиотека, и они с удовольствием давали ему книги, а затем за чаем подолгу обсуждали прочитанное, иногда даже спорили.

В то время было модно иметь магнитофон, делать записи любимых певцов и музыкальных групп. И мы, хотя это было и дорого, купили Игорю магнитофон. Он был рад и благодарен нам за этот подарок.

После школы сын пошел учиться на агронома в Сортавальский техникум. Учился старательно, а когда был на практике, проявил трудолюбие, ответственность. Его даже оставили работать за бригадира…»


В мае 1985 года Игоря призвали в армию.

Вот строки его армейских писем.
«Привет из Теджена. Здравствуйте, дорогие мои папа и мама! Из Ленинграда на самолете довезли нас до Ашхабада, а затем в город, расположенный недалеко от границы с Ираном. Город этот — красивый, зеленый, но вокруг пустыня Каракум.

Служить я попал в танковые войска, учусь на механика-водителя. Сейчас получили форму, подшиваемся. С 20-го числа начнется уже вождение танка».

«Здесь сейчас очень жарко — 42 градуса, я уже успел хорошо загореть. В части каждый день подъем в 6 утра, кросс 5 километров, а после завтрака строевая подготовка 2,5 часа. И так весь день по команде.

После «учебки» большинство из нас пойдет в Афганистан, но это еще не точно».

«30 июня принимали присягу. Получил ваше письмо и бандероль, большое спасибо. Знаете, как письма здесь нас поддерживают.

Наш взвод участвовал в полевом выходе — это 30 километров пешком, по жаре, с полной боевой выкладкой. Даже ребята с юга плакали горькими слезами.

Как у вас дома дела, работа, завязались ли яблоки или опять один пустоцвет? Ездит ли папа на рыбалку или нянчит свою картошку? Я здесь вкус рыбы стал забывать, сейчас бы сижка сюда, сырым бы, наверное, съел. Если увидите мою учительницу Лидию Александровну, передавайте огромный привет».

«Сейчас мы постоянно готовимся для поездки в учебный центр, который находится в горах. Это место по ландшафту схоже с Афганистаном. Нас все-таки готовят туда.

Вот ведь повезло другу моему Сереге, попал служить совсем рядом с домом, а меня закинула судьба в такую дыру, где даже нормальной воды и той нет. Пьем этот чертов отвар из колючки. А воду пить строго запрещают, так как можно очень сильно заболеть. Здесь сейчас многие болеют желтухой. Так что если хочешь быть здоровым, пей эту колючку. Я здесь живучее всех — еще ни разу в санчасть не ходил.

Теперь у нас началось напряженное время, постоянно на полигоне — и днем, и ночью — каждый день. Скоро решится наша судьба: или останемся в Союзе, или отправят в Афганистан.

Напишите мне, как вы живете, яблоки в саду уже, наверно, начали созревать. Как ваши кролики, ходите ли за грибами и ягодами? Ездит ли отец на рыбалку и вялит ли рыбу, или в этом году он не рыбачит?»

«Сейчас у нас постоянно идут тренировки по вождению танка по горным участкам. Оказывается, это не так уж просто — водить танки в горах, особенно, когда съезжаешь по спуску максимальной крутизны. Представьте: 37 тонн на первой передаче, да еще до конца выжимаешь горный тормоз, а танк продолжает ползти вниз юзом.

Первый раз, когда вел танк, сидя в отделении механика, у меня ноги от напряжения тряслись. Ну ничего, человек ко всему привыкает…

Также здесь в горах мы строим горное стрельбище: нагрузят тебе вещевой мешок цемента или крошки, и волочишь его по козьим тропам наверх 700-800 метров. На подъем уходит около часа, за день сделаешь семь таких ходок и думаешь только о том, как бы только побыстрее добраться до постели». «Вот и подошел конец «учебки» — все экзамены позади. Перешли на зимнюю форму одежды.

Уже прошло полгода, как мы с вами не виделись. Нет-нет да и вспоминается родной дом. Как вы там живете без меня?»

«Пишу вам последний раз из Теджена. Сегодня ночью нас отправляют в Афганистан, я попал в первую партию. Вот такие дела у меня. Я прошу тебя, мама, не волнуйся, все будет хорошо. Ведь другие служат там и возвращаются целыми и невредимыми…

Мне присвоили квалификацию механика-водителя 3-го класса среднего танка.

Еще раз прошу: не волнуйтесь. Ведь буду там все-таки под броней танка… Я ехал в одном купе с ребятами, возвращающимися домой из Афганистана, они рассказывали, что там все спокойно».

«Привет из Афганистана.

Сейчас я нахожусь в Шинданде, буду проходить службу в танковом полку. Этот полк — единственный на весь Афганистан. Первые дни мы находимся на карантине.

Скоро будет первый пробег по вождению. К 7 ноября нас должны распределить по ротам. Из 40 человек половина наших попала в пехоту, я думаю, что в танке все же лучше».

«Нас уже распределили по ротам. Та, в которую я попал, пока еще на задании, и нас держат на карантине. Но уже начали распределять по машинам, и я попал на танк командира роты. Каждый день ходим в клуб, смотрим фильмы, а в свободное время играем в волейбол.

Только в армии я понял: чем дальше от дома, тем чаще его вспоминаешь. Пишите почаще. Как там все наши родные? Да как тут ни подумаешь, что и полгода — не такой уж и малый в жизни срок, как все меняется. Вот и у меня все быстро изменилось. Неделю назад был в Союзе, а теперь — в Афганистане. Но здесь даже интересней жить, чем в этом осточертелом Теджене. Скоро, если получу танк, будет потяжелее, но ничего, поживем — увидим».

«Немного о себе. Служба у меня идет нормально. Получил свой танк, так что теперь я все время нахожусь в парке, как мы раньше в техникуме говорили — «идем гайки пинать», а здесь их не пинаешь, а крутишь и причем чем туже, тем лучше, ведь идет война и люди погибают.

Недавно я первый раз ездил на войну — здесь это так называется. Участвовал в операции по разгрому большой банды душманов.

Мама, ты, пожалуйста, не волнуйся, мое дело — только подогнать танк как можно ближе и поставить на хорошее место, а остальное делают наводчик и командир с заряжающим.

Сейчас после боевой операции я занимаюсь ремонтом танка. Хоть танк и новый, но горы все-таки дают о себе знать, многие детали приходится менять.

Вчера к нам в полк приезжали, мама, твои земляки, ансамбль «Сябры», пели новые песни, очень понравилось.

Вот так я теперь и живу: подремонтируем технику и снова на операцию. Поэтому скучать не приходится.

На этой операции к нам командиром взвода поставили лейтенанта. Мы с ним разговорились, и выяснилось, что он мой земляк, даже с одного города. Живет в Сортавале, на улице Маяковского, а мать у него преподает физику в нашей первой школе. Это за всю службу я встретил первого земляка.

Как дела дома? Чем занимаетесь, как работа? Мамочка, пиши почаще и обо всем. Как дедушка с бабушкой, как их здоровье? Как там наши родные? Передавайте им всем привет. До свидания. Целую и крепко обнимаю всех. Ваш сын Игорь».


Мама Игоря Сперова — Софья Федоровна со студентами Сортавальского колледжа

Строки из документа:
«Рядовой Сперов И. Ю. при выполнении боевого задания тяжело заболел и умер 29 января 1986 года в Кабульском госпитале».


От командования части, где служил Игорь Сперов, родителям пришло письмо, в котором, в частности, говорилось:

«…Ваш сын Игорь зарекомендовал себя человеком большой души, добрым, чутким и внимательным товарищем. Он пользовался заслуженным авторитетом у командиров и товарищей. К нему всегда шли за помощью и советом, тянулись люди, делились своими радостями и невзгодами. Ему были присущи мужество, отвага и профессиональное мастерство».


За мужество и стойкость рядовой И. Ю. Сперов награжден орденом Красной Звезды (посмертно).

Память о мужественном воине хранят в школе, где он учился и в Сортавальском колледже (Сортавальский совхоз-техникум).

В средней школе в феврале 2013 года была установлена мемориальная доска.