
Шашков Михаил Сергеевич
Звание: Гвардии рядовой
Должность: Стрелок-санитар
Воинская часть: 56 Гвардейская Отдельная Десантно-Штурмовая Бригада
Родился: 25.12.1965 в городе Петрозаводск
Работал в НПО «Петрозаводскбуммаш».
В Вооружённые Силы СССР призван 08.04.1985 Октябрьским РВК Петрозаводска.
В Республике Афганистан с августа 1985. Участвовал в 5 боевых операциях и 20 сопровождениях автомобильных колонн.
Проявил себя смелым воином, хорошо подготовленным специалистом.
25.01.1986 в бою у населённого пункта Нарай провинции Кунар прикрывал со своими боевыми товарищами выход роты из-род обстрела.
В жестокой схватке вывел из строя нескольких мятежников. Погиб в неравном бою.
За мужество и стойкость награждён орденом Красной Звезды ( посмертно ).
Похоронен на кладбище «Бесовец» в Петрозаводске.
Источник: Книга Памяти о советских воинах, погибших в Афганистане
Источник: ВСТРЕЧИ У «ЧЕРНОГО ТЮЛЬПАНА» Книга памяти воинов-интернационалистов Карелии, погибших в Афганистане, Белянинов Алексей Иванович, Шлейкин Юрий Викторович, 2019 г., Петрозаводск, Издательство «Острова»
В печальном списке наших земляков, погибших в Афганистане 1986 году, первыми стоят имена гвардейцев Александра Несина и Михаила Шашкова. Они служили в одной воинской части — в 56-й отдельной гвардейской десантно-штурмовой бригаде. Александр погиб 9 января, Михаил — 25 января.
В этой же бригаде служили наши земляки Сергей Ковалев и Сергей Ждановский. Они погибли в следующем, 1987-м, году…
…Михаил родился в семье Сергея Алексеевича и Людмилы Тимофеевны Шашковых, у них было двое детей: старшая дочь — Лариса и сын — Михаил. Отец работал на Онежском тракторном заводе, а мать — на хлебокомбинате, затем на Тяжбуммаше.

Из воспоминаний Людмилы Тимофеевны:
«Михаил в школе больше всего любил математику. Любил и читать. Миша серьезно изучал биографии Горького и Тургенева. Интересовался искусством, творчества Рембрандта…
Отец воспитывал Мишу серьезно, иногда и строго. Но он очень любил сына. Когда Миша учился в четвертом классе, в наш дом пришло большое горе — умер муж.
Заботы по дому и по воспитанию детей теперь полностью легли на мои плечи, а работа была тяжелой, с ночными сменами. Поэтому Мише пришлось быть во многом самостоятельным.
Подошло время окончания школы. Миша поступил в училище № 19 по специальности «котельщик, газосварщик». Почему он выбрал именно это училище, для меня не стало секретом. В это время Миша дружил с девушкой, и со временем их дружба переросла в настоящую, крепкую любовь. Его девушка хорошо рисовала и поступила учиться в это училище на художника-оформителя. Вот Миша и решил, чтобы быть поближе к ней, пойти туда же…
В июле 1984 года Михаил окончил училище, а затем поступил работать на Тяжбуммаш котельщиком. И работал там восемь месяцев.
В апреле 1985 года его призвали в армию. Помню, как я с работы вечером торопилась на вокзал, чтобы проводить сына и успеть к поезду. Поезд тронулся, Миша пробился к окну и махал мне рукой…»

Строки из армейских писем Михаила.
«Здравствуй, мама! У меня все хорошо. Одно угнетает — жара и тоска по Родине! Быть мне здесь недолго, всего 3 месяца. Я нахожусь в десантно-штурмовом батальоне. Потом пошлют в ДРА.
У нас здесь большой полк, все красиво сделано, все зелено. Прямо у казармы растет виноград. Полк разделен на роты. Я автоматчик, много буду учиться стрелять. Сержанты нас гоняют как могут: отбой — подъем и т. д. Все делаем только строем. Постоянно проверяют чистку сапог, блях, воротнички. Даже мою бороденку и то заставляют сбривать. У меня панама и полусапоги на шнурках. Кровать свою заправляю за 4 минуты с отбитыми канточками, иначе нельзя. Ты, мама, говорила, что мне тяжело вставать будет. Ничего подобного, дневальный как гаркнет: «Подъем!» — и сам не помнишь, как уже одетый стоишь. Мне здесь пока не очень-то легко. Но это, я знаю, ерунда, время пройдет, привыкну».

«Привет из-за границы! Вот я уже продолжаю службу в ДРА. Дела идут нормально. Живем в шатрах. Кругом — горы, вода — родниковая, холодная, полезная. Высота над уровнем моря — 2400 метров. Воздух — маленько непривычный, тяжелый. Через несколько дней уйдем в горы на 40 суток. Писем не ждите. До свидания. За меня не волнуйтесь».
«Здравствуй, дорогая моя мамочка! Наконец-то пишу вам, а то уже душа болит, здесь в госпитале конверта не достать, хоть ты что делай.
Лежу сейчас с гепатитом в Кабуле. От нашей бригады на вертолете до Кабула переправляли. У меня легкая степень заболевания…
Сейчас в Афгане период вирусного заболевания, все госпитали забиты, отправляют в Союз. Меня не отправили, а это же счастье какое в Союзе побывать! В госпитале немного отдохнул, хотя это отдых — собачий.
Я заболел сразу после боевой операции, как только прилетели в бригаду. А на операции было нелегко, один раз целые сутки не было воды, так под вечер совсем руки опустились, слабость, делать ничего не можешь. Вертолет прилетел, воды вышло только фляга на троих. Есть хочется, пить хочется, что хочешь, то и делай, вода в горах — на вес золота».
Шли письма Миши и к любимой девушке. Она добилась своего — оформила все документы через военкомат, и ее назначили медсестрой в один из кабульских госпиталей. Но встретиться им было не суждено. Михаил погиб и не получил письмо любимой о том, что она направляется в Афганистан.

Воспоминания Николая Шлыкова о Михаиле Шашкове:
«Михаил был одним из тех, кого в составе парашютно-десантного взвода, прошедшего 3-месячную подготовку в «учебке» города Ферганы, направили для дальнейшей службы в подразделения 56-й отдельной десантно-штурмовой бригады, дислоцировавшейся в Афганистане, в городе Гардезе.
… Всегда в душе рождается какое-то необъяснимое, глубокое и радостное чувство при встрече с земляком вдали от дома, тем более если эта встреча вдали от Родины, да еще… на войне!
В первые же минуты знакомства с Мишей там, в Гардезе, мне стало понятно — передо мной очень сильный душой и телом человек. Первое твердое рукопожатие, открытое и не по-мужски красивое лицо, искренняя улыбка и неподдельная радость встречи.
К тому моменту я прослужил в Афганистане уже год и поэтому сразу понял: он быстро и достойно вольется в боевой коллектив. Так и случилось. Через две недели после прибытия в бригаду новобранцев наша рота «ушла на боевые», вместе со всеми ушел и Михаил.
…Попали в засаду, начался бой, «духи» сожгли тогда две наши бронемашины, к счастью, убитых не было. Так начались боевые будни.
К тому роковому дню 25 января 1986 года Михаил, прослуживший в Афганистане чуть больше 5 месяцев, уже успел потерять некоторых друзей из своего призыва.
29 декабря 1985 года во время боевых действий в районе Панджшера я был ранен. В какой-то момент, когда меня нес на себе товарищ, я увидел подбегающего и удивленного Михаила. «Мы с тобой еще погуляем по родному Петрозаводску», — с уверенностью в голосе сказал я, обращаясь к Мише, но «черный день» уже тогда навис над нами всеми…
В тот зимний вечер для выполнения боевой задачи была сформирована группа из 19 человек из состава нашей роты, принимавшей участие в бригадных боевых действиях. Среди них был и Михаил.
…Бой начался внезапно. В первые же минуты потеряли большую часть ребят. Михаил сумел занять позицию и вместе с оставшимися в живых дрался до конца. Получив ранения в обе ноги, потеряв много крови и израсходовав весь боекомплект, под шальным огнем «духов», он все понял, принял решение, но…
Его нашли со следами автоматной очереди в груди, в одной руке сжат запал от гранаты, рядом — тротиловая шашка. Он не успел!!!
Из этого боя из 19 десантников вернулись двое».

Строки из документа:
«Гвардии рядовой Шашков М. С. в ДРА — с августа 1985 года. Он принимал участие в 5 боевых операциях и 20 сопровождениях автомобильных колонн. Проявил себя смелым воином, хорошо подготовленным специалистом.
25 января 1986 г. в бою у населенного пункта Нарай провинции Кунар гвардии рядовой Шашков М. С. прикрывал со своими боевыми товарищами выход роты из-под обстрела. В жестокой схватке вывел из строя нескольких мятежников, но сам погиб в неравном бою».
За мужество и отвагу гвардии рядовой М. С. Шашков награжден орденом Красной Звезды (посмертно).