Skip to main content
Корниленко Вера Алексеевна

Корниленко Вера Алексеевна

Должность: Служащая Советской Армии

Родилась: 26.02.1959 в посёлке Немино Медвежьегорского Района.

Работала в СПТУ-7 города Петрозаводска.

В добровольном порядке через Петрозаводский ГВК 26.03.1984 была направлена для работы по найму в советские войска, находившиеся в Республике Афганистан.
Выполняла обязанности младшей медицинской сестры инфекционного отделения советского военного госпиталя.
01.08.1984 машина, в которой ехал медицинский персонал госпиталя, попала под обстрел. Во время обстрела Вера погибла, сражённая пулей.

Похоронена в городе Медвежьегорск.

Источник: Книга Памяти о советских воинах, погибших в Афганистане

Источник: ВСТРЕЧИ У «ЧЕРНОГО ТЮЛЬПАНА» Книга памяти воинов-интернационалистов Карелии, погибших в Афганистане, Белянинов Алексей Иванович, Шлейкин Юрий Викторович, 2019 г., Петрозаводск, Издательство «Острова»


Среди 56 имен на плитах мемориала «Черный тюльпан» одно — женское. Это имя Веры Корниленко. Вера родилась в семье Алексея Сергеевича и Марии Константиновны Корниленко. Родители работали в местном леспромхозе. Ее отец был родом из Белоруссии, жил и работал в Витебской области. С первых дней Великой Отечественной войны был на фронте — на посту парторга 136-го отдельного дорожно-эксплуатационного батальона. Имел звание капитана. В июне 1945 года был награжден орденом Красной Звезды.

Семья Корниленко была многодетной, воспитывали шестерых детей. Младшая — Вера.

Из воспоминаний людей, близко знавших Веру.

Сестра Валентина Алексеевна:
«Я на 10 лет старше Верочки. В 1970 году наша семья переехала в поселок Немино-3, там Вера окончила 8 классов. Она увлекалась поэзией Есенина, любила ходить в лес и обожала собак.

В 1974 году Вера поступила в Петрозаводский строительный техникум на отделение «Архитектура» и окончила его в 1979 году. Потом работала на трикотажной фабрике в Петрозаводске и заочно училась на медицинских курсах. Когда Вера училась, мы виделись с нею довольно часто, так как мой дом был для нее вторым домом.

Когда Вера собралась в Афганистан, приезжала ко мне посоветоваться, а я ничего не сказала ей против, даже еще позавидовала. Да и что мы знали в то время об Афгане? Ничего абсолютно, ведь это была закрытая тема.

Причин, по которым Вера решила ехать туда, было несколько. Она очень хотела поступить в Петрозаводский университет на медицинский факультет, получить жилье, поскольку его обещали тем, кто там отслужит, да и заработать немного на жизнь…»


Подруга Зоя Александровна Тарасевич:

«Мы с Верой жили в одном поселке, рядом — лес, речка. Летом мы постоянно пропадали с ней в лесу или купались. С нею мне было интересно. Она много читала, а потом рассказывала мне о прочитанном. Любила фантазировать, мечтать… Вера была человеком настроения, мы могли поругаться и помолчать, повеселиться и погрустить.

Жили мы по соседству, учились в одном классе, сидели за одной партой. Училась Вера хорошо, считалась отличницей. Помогать мне помогала, но списывать никогда не давала, говорила, чтобы я сама думала. Я знала ее характер и не обижалась. После окончания восьмого класса мы вместе поступали в строительный техникум. Вера поступила, а я нет. Несколько раз приходила к ней в общежитие. Она всегда была занята, им очень много задавали по учебе».


Подруга Наталья Александровна Никитина:

«В семье Корниленко было очень много книг, все много читали. Кроме того, Вера хорошо рисовала. Она также увлеклась шитьем — ушивала, перешивала, все делала по своему вкусу. И у нее все это замечательно получалось. Причем шила-то вручную, так как машинки не было. Потом Вера поступила в техникум. Несколько раз я ее навещала, она всегда была занята: то шила, то что-нибудь рисовала или чертила…»


Классный руководитель Зинаида Александровна Щегелева:

«Я была классным руководителем и преподавала математику в школе, где училась Вера. Она мне запомнилась способной, трудолюбивой девочкой. Особенно ей нравились уроки истории, литературы, географии. Благодаря упорству и старанию добивалась хороших результатов и по математике. Вера много читала, ее речь была хорошо развита, выразительна. У нее было чувство ответственности за себя и за других. Охотно помогала ребятам в учебе. В жизни класса и школы всегда принимала активное участие. С удовольствием проводила беседы, могла подготовить толковый доклад. Мечтала стать архитектором и упорно добивалась своей цели…»


В 1983 году, окончив курсы медицинских сестер и став служащей Советской Армии, Вера Корниленко уехала в Афганистан.

В ее трудовой книжке остались такие записи:
«16 сентября 1983 г. Зачислена на должность младшей медсестры по уходу за больными войсковой части 94777. 16 октября. Приняла торжественное клятвенное обязательство».

И последняя запись:
«Погибла, выполняя служебные обязанности и интернациональный долг».


Сохранились несколько писем Веры из Афганистана:
«Здравствуйте, Валюта, Славик, Юля и Дениска! Живу и работаю в Кабуле, в госпитале. Вообще мне здесь даже нравится. Погода — отличная, буквально за два дня загорела. Вот только мало зелени, хотя сам Кабул — довольно зеленый город. Очень интересная архитектура. Да, до сих пор женщины (правда не все) ходят в паранджах, большинство в легких шароварах. Школьницы — в черных платьях и белых шарфах. Седобородые старцы — в чалмах.

Правила уличного движения не соблюдаются вовсе. Машин много наших: «Волги», «Москвичи», «Нивы», есть «Мерседесы», «Тойоты». Все очень интересно. На улицах — множество лавок, называются они дуканы. Есть целые кварталы, где торгуют дровами, они здесь очень дорогие и продаются на вес.

Город расположен в долине и со всех сторон окружен горами. Очень жаль, что у меня нет фотоаппарата, а то ведь вы не поверите, что я была в Афганистане…

В комнате живем втроем, девочки — хорошие. Скоро совсем привыкну, войду в норму. А то ведь я с 17.09.83 — в дороге».

«Здравствуйте, мои милые, дорогие! Получила ваше поздравление, спасибо большое. Открытку я вам не послала, потому как их тут нет, а запастись в Союзе не догадалась.
Завтра — 31 декабря, Новый год, мой самый любимый праздник. К сожалению, встречу я его так далеко от вас. У нас тоже лежит снег, вечерами морозы, снег скрипит под ногами, ну совсем как в России. У меня все нормально. Пишите обо всем, мне ведь так интересно».

«У меня все нормально. Зима наша подходит к концу, уже тепло. Прошло всего пять месяцев, как я тут, а уже домой хочется. Отпуск будет у меня в августе. Жизнь разнообразием не балует: два дня работаю, два выходных дня занимаюсь стиркой и читаю. Других занятий нет. С каким удовольствием побродила бы я по нашей улице, сходила бы в лес. Впрочем вам этого не понять (не обижайтесь).

Тоска по Родине чувствуется действительно только вдали от нее. Когда кругом — все чужое, каждый русский человек кажется родным и близким. Скоро изменится номер полевой почты, но это я сообщу позже. Обещают сократить штаты, меня могут отправить в провинцию…»


В «провинцию» означало ближе к боевым действиям… В августе 1984 года ее семья ждала Веру домой в отпуск, но 1 августа Вера погибла.

Строки из документа:
«Корниенко В. А. в добровольном порядке через Петрозаводский горвоенкомат была направлена для работы по найму в советские войска, находившиеся в ДРА. Выполняла обязанности младшей медицинской сестры инфекционного отделения военного госпиталя. 1.08.1984 г. машина, в которой ехал медицинский персонал госпиталя, попала под обстрел. Во время обстрела Корниленко В. А. погибла…»


Родители Веры получили письмо от руководства госпиталя, в котором говорилось:

«Ваша дочь, выполняя служебные обязанности и интернациональный долг, погибла 1 августа 1984 года. Примите искренние соболезнования и сочувствие по поводу постигшего вас горя. В памяти всего коллектива госпиталя она осталась как чуткая, добрая, внимательная к больным и к своим товарищам по работе».


Память Веры Корниленко чтят в Медвежьегорском районе и в Петрозаводске. На мемориальной плите памятного знака в Медвежьегорске с именами погибших земляков-«афганцев» есть и ее имя. Этот памятный знак, установленный в сквере около Дома детского творчества, в 2019 году получил второе рождение после реконструкции.

А в Петрозаводском техникуме городского хозяйства (в его состав вошел строительный техникум) есть мемориальный стенд, посвященный Вере Корниленко.

МОНОЛОГ МЕДСЕСТРЫ
Как тяжело, как страшно и как горько —
Забыть про сон, про радость, про любовь,
Сдирать бинты с кровавой жесткой коркой
И видеть на своем халате кровь…

Вчера под вечер привезли сапера.
Он все просил: «Сестренка, помоги,
Дай руку мне — мне нужно снова в горы!»
А я молчала: он был без ноги…

В седьмой палате — Алексей с Урала
Спросил меня: «Я буду жить, сестра?»
А я кивала, плакала и знала,
Что он не доживет и до утра.

Он улыбался тихо и счастливо,
Рассказывал мне про сестру, про мать…
Прости мне эту ложь, Алеша, милый:
Я правды не смогла тебе сказать,

О Господи, откуда ж столько боли?
Нет силы, чтобы справиться с собой.
Откуда взять мне столько силы воли,
Чтоб победить, забыть про эту боль?

Об этом не узнают, не напишут,
Все это я всегда ношу в себе,
Но вновь — везут, везут, везут мальчишек
С раненьями на теле и в судьбе.

И всюду — боль. И болью полон воздух.
И чей-то крик, сорвавшийся звеня…
Не верится, что рано или поздно,
Закончится война и для меня.

Я наконец к своим родным приеду,
В такой далекий ласковый Союз,
И будет тост мой первый — за победу,
Второй — за павших, третий — за Кундуз.

И будут письма, только очень редко,
И будут песни, что мы здесь поем,
И будут про меня мои соседки бубнить:
«За длинным ездила рублем!»

Я не обижусь. Никогда, нисколько:
Они слепы. И, в силу слепоты,
Не знают, что я все отдам, чтоб только
Не видеть вновь кровавые бинты…
Леонид МОЛЧАНОВ