Skip to main content
Романов Алексей Владимирович

Романов Алексей Владимирович

Звание: Рядовой

Должность: Стрелок-гранатомётчик

Воинская часть: 395 Мотострелковый Полк 201 Мотострелковой Дивизии

Родился: 18.06.1963 в городе Петрозаводск

Работал на деревоперерабатывающем комбинате.

В Вооружённые Силы СССР призван 02.04.1982 Октябрьским РВК Петрозаводска.

В Республике Афганистан с июня 1982.
Разведывательная рота, в которой он служил, 14.09.1983 при выдвижении в район боевых действий подверглась внезапному обстрелу.
Быстро заняв укрытие, Алексей открыл ответный огонь из гранатомёта и автомата, отвлекая на себя внимание противника.
Это дало возможность подразделению подготовиться и организованно вступить в бой, в котором разведчики одержали победу.
В этой схватке Алексей погиб, сражённый пулей.

Награждён орденом Красной Звезды ( посмертно ).

Похоронен в посёлке Кочезеро Кондопожского района..

Источник: Книга Памяти о советских воинах, погибших в Афганистане

Источник: ВСТРЕЧИ У «ЧЕРНОГО ТЮЛЬПАНА» Книга памяти воинов-интернационалистов Карелии, погибших в Афганистане, Белянинов Алексей Иванович, Шлейкин Юрий Викторович, 2019 г., Петрозаводск, Издательство «Острова»


Алексей Романов — петрозаводчанин. В их семье было шестеро детей. Учился в 38-й средней школе, затем в ГПТУ № 14 по специальности «слесарь». После окончания профтехучилища работал слесарем на деревообрабатывающем комбинате.

Когда отец умер, стал помощником матери.

Алексей любил природу, на лето уезжал к бабушке в Кончезеро. Об этом он не раз вспоминал в своих афганских письмах. Любил читать. Хорошо рисовал, увлекался мотоциклами, автоделом. Занимался спортом, вместе с другом Андреем Гринягиным (он погиб в Афганистане позже Алексея, в декабре 1983 года — ред.) занимался в Доме бокса.

В апреле 1982 года его призвали в армию. Служил в Выборге, потом в Термезе и Афганистане.

Сохранились его письма родным.
«…Живем мы в «Зеленой долине», не так жарко, можно хоть тень найти. Нашелся здесь земляк из Пряжи, моего призыва. Время летит быстро. Почти каждый день — в наряде, охраняем роту, дорогу, мост, нефтепровод. Народу мало, вот часто и стоим на посту. Как Вовик (младший брат — ред.) живет, скучает или не вспоминает?»

«…Пишу вам с нового места, нашу роту пока на время ремонта перевели сюда. Днем работаем, строим новые бараки, а палатки сносят. Живем в таком же новом бараке, по четыре человека в комнате. Живем дружно, ни в чем друг другу не отказываем, если у кого что есть, делимся».

«…Получил ваше письмо, от радости не знал куда идти читать, на улице уже темно было. Спасибо за фотографии. Вовика фотографию, наверно, час рассматривал, все не мог представить, как он там целыми днями по улице носится.»

«…Каждую ночь снятся сны про дом. То снится, что в отпуск, то вообще насовсем домой пришел. Проснешься, тоска такая берет…»

«…Служба идет нормально. Вчера вернулся с выезда, трое суток охраняли дорогу. Мама, ты не подумай, что это опасно… Пошел второй год моей службы, и даже не верится. Ты спрашиваешь, может, труднее будет? Нет, труднее уже не будет, самое трудное позади…»

«…Мама, Игорь Чернов уже, наверное, зашел к нам. Передай ему, что убили двоих из его роты: Юру Голованова и сержанта Харченко. Юрку — в сердце, а сержанта — в голову. Жалко ребят, хорошие парни были. Когда они уезжали из роты, мы Юру на магнитофон записали, он хорошо играл на гитаре и пел. Остались его песни и фотография. Мы часто слушаем эту кассету и не можем сдержать слезы, и никто не стыдится этих слез. Вот и сейчас пишу, и строчки расплываются… За меня прошу, нет, умоляю не волноваться».

«Получил письмо как раз 18 июня, в свой день рождения. Это был самый лучший для меня подарок, хотя были и другие. День начался с поздравлений. Не заметил, как пролетел он. Вечером собрались в столовой и отметили там. Спасибо нашим офицерам, в наряд меня не ставили, и я хоть в этот день отдохнул».

«…К нам в роту пришло молодое пополнение. Пока никуда не заступают и вообще обвыкают, а то всего боятся. Может, и мы такие же были, каждого выстрела в долине боялись. Теперь самому охота, чтобы чаще куда-нибудь выезжать, не сидеть на одном месте. Сейчас выезжаем редко, потому что старая техника, но скоро получим новые БТРы и тогда на каждую операцию будем выезжать, а пока только ходим в засады, лазим ночью по горам. Но все тихо».

Алексей Романов (в центре) с однополчанами

«…Часто выезжаем на трассу, проверяем трубопровод, из Союза качают солярку и керосин. Выезжать приходится часто, потому что пробивают трубы. Скорей бы это кончилось, так все уже надоело… Как дела дома, во дворе?»

«…Мама, ты пишешь так, как будто я попал в ад. Здесь так же, как в Союзе, во многом даже лучше. Ходим мы везде с автоматами, так что нас бояться надо, а не нам их. За меня не волнуйся, все будет хорошо. Осталось совсем немного, самое большое — 8 месяцев».
Это было последнее письмо Алексея.


Строки из документа:
«14 октября 1983 года во время проведения боевой операции в районе «Зеленая долина» рядовой Романов А. В. находился в составе разведывательной роты, которая подверглась внезапному обстрелу. Быстро заняв укрытие, рядовой Романов А. В. открыл ответный огонь из гранатомета и автомата, отвлекая на себя внимание противника. Это дало возможность подразделению подготовиться и организованно вступить в бой, в котором разведчики одержали победу. В этой схватке рядовой Романов А. В. погиб».


За мужество и отвагу рядовой А. В. Романов награжден орденом Красной Звезды (посмертно).

Алексей похоронен в Кончезере, там, где он очень хотел побывать после службы.

Материалы об Алексее Романове хранятся в Республиканском музее войны в Афганистане в школе № 29 города Петрозаводска.