
Щуркин Владимир Анатольевич
Звание: Гвардии рядовой
Должность: Механик-водитель БМП
Воинская часть: 357 Гвардейский Парашютно-Десантный Полк 103 Гвардейской Воздушно-Десантной Дивизии
Родился: 03.08.1962 в Беломорске
Работал в Беломорском морском порту.
В Вооружённые Силы СССР призван 28.10.1980 Беломорским РВК.
В Республике Афганистан с апреля 1981.
За мужество и отвагу награждён орденом Красной Звезды ( посмертно ).
Похоронен в Беломорске. Там его именем названа одна из улиц.
На доме, в котором он жил, установлена мемориальная доска.
Источник: Книга Памяти о советских воинах, погибших в Афганистане
Источник: ВСТРЕЧИ У «ЧЕРНОГО ТЮЛЬПАНА» Книга памяти воинов-интернационалистов Карелии, погибших в Афганистане, Белянинов Алексей Иванович, Шлейкин Юрий Викторович, 2019 г., Петрозаводск, Издательство «Острова»
Владимир Щуркин — беломорчанин. Его родители работали в морском порту: мама — в бухгалтерии, отец был сварщиком. Сейчас одна из улиц в этом районе города носит его имя. После окончания восьмилетки Володя вместе с друзьями поехал поступать в Петрозаводское речное училище. Но вместо подготовки к экзаменам они устроились где-то подработать, в итоге все вернулись домой.
Владимир вновь стал учиться в школе, а когда получил аттестат зрелости, стал работать токарем в морском порту. Работа ему нравилась. В многотиражной газете Беломорско-Онежского пароходства «Водник Карелии» как-то были опубликованы заметка о нём и фотография Володи с наставником — депутатом городского Совета В. Бурлаковым. В газетной заметке Владимира хвалили за хорошую работу и за то, что он пошёл по стопам отца.
В октябре 1980 года Владимира призвали в армию. Служба началась
в Туле, а в декабре 1981 года его направили в Афганистан.
Вот строки из его армейских писем.
«Привет из Тулы! Здравствуйте, мои дорогие мама, папа! Попал я в ВДВ, будем служить недалеко от города. Нам выдали форму, правда, пока не парадку. Кормят нас тут хорошо».
«Конечно, мне тут маленько трудновато, но ничего, привыкнем. Поднимаюсь по подъёму сразу. Сейчас началась подготовка, изучаем автомат, парашют. Со мной ребята из Беломорска: Казарезов — с Выгострова, Алексеев — с порта и один из Сосновца». «28 ноября уже будет месяц, как я здесь. Скоро будем ходить в наряды, и время пойдёт быстрее. По утрам бегаем по 3 километра. Сначала бегали плохо, сейчас уже свободно. Вечером ходим в спортзал…»
«Вот и зима пришла. Нам выдали десантуру, комбинезон, валенки и рукавицы, так что не замёрзнем. Сегодня была укладка парашюта на улице, собрали быстро, помёрзли маленько. Завтра идём на стрельбы».
«Вчера прыгали с вышки. Вышка — высотой с трубу у центральной кочегарки в посёлке. Прыгать было нестрашно, приземлился мягко. Сегодня весь день идёт снег, чем больше снега, тем лучше и мягче будет прыгать с самолёта. Почти каждый день ходим на стрельбы, стреляем из автомата. Мне тут сейчас нравится, интересно».
«21 декабря для меня был знаменательный день — принимал присягу. Народу было очень много, к ребятам приезжали родители, а теперь без родителей сидят и скучают по дому. Домой мне, конечно, хочется, но ничего, привык.
20 декабря совершили первый прыжок с самолёта. Впечатления остались хорошие. Я даже не представлял, как это будет на самом деле. Сели в самолёт, взлетели, подали сигнал, и все прыгнули, никто не испугался. Завтра снова будем прыгать. После прыжка мне выдали значок парашютиста и «Гвардию» после присяги. Два знака уже есть. На присяге были в парадной форме. Пацаны говорят, что форма на мне глядится».
«Новый год встретили: посмотрели телевизор, попили кофе. Скоро я вступлю в комсомол. Сегодня заступаю в наряд по КПП в первый раз, посмотреть хоть на Тулу. Этой весной многие ребята наши вернутся из армии в поселок, время быстро пролетело, везёт людям. Так и у меня пройдёт. Папа, ездишь ли ты на рыбалку, что ловится? Тут мойвой закормили, у них рыбы годной нет…»
«Мы скоро поедем в Рязань на месяц, будем помогать на заводе или в совхозе. Сейчас готовимся к прыжкам с Ан-12, самолёт большой, народу много влезет, веселей прыгать будет… Вчера был в наряде по столовой, ночью жарили картошку с мясом, блины пекли, чай пили, сидели и вспоминали гражданскую жизнь».

«Вчера приехали с учений, всё прошло нормально. Сбросили нас над Рязанью, с высоты город — красивый, большой».
«Вчера ходили в медучилище на вечер, были танцы, даже как-то непривычно вроде. Время провели хорошо, повеселились. Сейчас готовимся заступать в караул, не повезло, все будут отдыхать, а ты сторожи…»
«Сейчас лежу на полянке в лесу и пишу всем письма. 28 сентября вышел приказ, и теперь я «годок», но в потолок плевать не собираюсь. Надо служить. Время потихоньку движется, идёт второй год моей службы, ещё столько — и домой».
«Я завтра уезжаю в южные края (ДРА). Вы мне больше не пишите, я, когда приеду, обязательно напишу. Мне осталось служить чуть больше 10 месяцев — и домой. Следующее письмо напишу из Афганистана».
«Привет из Митерлана! С огромным афганским приветом к вам Володя. За меня не беспокойтесь, всё хорошо, добрались сюда на Ту-154. Живу я хорошо, попал со своими пацанами с роты — Пашка из Шуи, Новожилов из Петрозаводска. Да, 2-й год службы поживём на юге, а там и домой…»
«…Как получил от вас письма, на душе легко стало. Вы за меня здорово не переживайте, так для меня будет легче. Вы пишете, что дома холодно очень, а я тут днями загораю на солнышке…»

«Я вступил в комсомол, теперь я комсомолец… Мне до приказа осталось 184 дня, а там и домой собираться можно. Это значит, мне осталось 18 раз получить сгущёнку и сигареты. И всё. Я тут начал понемножку покуривать, так что извините. А то в горах делать нечего, все курят, а ты лежишь, и заняться нечем…»
«Тут уже созрели картошка, огурцы, помидоры, скоро виноград и яблоки поспеют. Хлеб начинают убирать, а у нас, наверное, ещё деревья только позеленели. Даже не верится, что когда-то поеду домой».
«Привет из Кабула! Нас сейчас перевели в Кабул, столицу Афганистана. Городишко — нормальный, на каждом углу дуканы (магазины)…Это письмо от 11 июля 1982 года оказалось последним.
Выслал вам свои фотографии. Сам я жив, здоров, настроение хорошее. Дела идут нормально, до приказа осталось 78 дней, а там домой скоро. Передавайте от меня всем огромный привет. Пишите чаще. Жду ответа. Володя».
Владимир служил в 357-м гвардейском парашютно-десантном полку. Этот полк одним из первых входил в Афганистан и одним из последних покидал его.
Опыт, упорные тренировки и отменные результаты, достигнутые на учениях, позволили воинам с честью выполнить все поставленные перед полком сложные задачи в Афганистане. Здесь полк покрыл себя неувядаемой славой.
Активное и непосредственное участие принимали в борьбе с бандитскими формированиями батальоны полка как в окрестностях Кабула, так и за его пределами. 2-й батальон полка действовал автономно — в провинции Бамиан, расположенной в горах, в 120 километрах от Кабула.
Разведывательные подразделения полка привлекали к проведению автономных операций (протяжённые рейды, засады, перехваты караванов), в которых десантники неминуемо добивались успеха. Бойцы полка снискали себе заслуженное уважение среди личного состава других частей и подразделений, благодаря высокому военному профессионализму и надежности.
Строки из документа:
«Гвардии рядовой Щуркин В. А. за время оказания интернациональной помощи народу Афганистана показал себя как смелый, решительный, инициативный воин-десантник. Неоднократно принимал участие в операциях по ликвидации бандформирований моджахедов, проявляя при этом мужество и отвагу.
24 июля 1982 года при проведении боевой операции одно из наших подразделений попало в окружение и под сильный огонь противника. На помощь был послан взвод 1-го парашютно-десантного батальона. Умелыми действиями в этом бою механик-водитель БМП гвардии рядовой Щуркин В. А. в составе расчёта обеспечил выход подразделения из окружения. Однако сам при этом получил смертельное ранение».

За мужество и отвагу гвардии рядовой В. А. Щуркин награжден орденом Красной Звезды (посмертно).